среда, 22 февраля 2012 г.

Знакомство с компьютером – ранний возраст. Плюсы и минусы.


Действительно, наш мир уже давно захлестнула компьютеризация и электронизация, и мы с вами прекрасно понимаем, какие блага получаем от новейших технологий. Но всё чаще и чаще мы слышим такое выражение - «компьютерная зависимость». Может нам кажется, что это только слова, что стоит только отключить систему и всё встанет на свои места, ведь это же не наркотики, не алкоголь и даже не зависимость курильщика. Давайте попробуем разобраться, а заодно и принять решение, в какие игрушки будет играть наш ребёнок!
Компьютер, став неотъемлемым атрибутом нашей жизни, используется не только взрослыми, но и детьми. Дети начинают играть в компьютерные игры с дошкольного возраста. Как правило, занятие ребёнка, сидящего за компьютером мы склонны характеризовать, как игру. Мы говорим, что он «играет». Хотя эти действия игрой назвать почти невозможно. Игра, подразумевает какие – то действия, при которых развиваются и формируются конкретные умения, мышление, логика, речь и ещё многое другое и очень важное в процессе становления ребёнка. Но можно ли назвать «игрой» запрограммированные компьютерные игрушки

, когда их технические функции лишают ребёнка развивающих возможностей. Во время электронных игр, ребёнок интересуется не «во что можно играть», а что они «умеют делать», т.е. возможностями, заложенными разработчиками и программистами.
Что происходит с ребёнком во время компьютерной игры? О чем важно понимать, подбирая для своего ребёнка компьютерные программы, как организовать деятельность ребёнка за компьютером?
Попробуем найти плюсы и минусы.
Плюсы:
  •             Программы, содержащие набор интерактивных развивающих и обучающих игр стимулируют у ребёнка дошкольного возраста интеллектуальную активность, позволяют без стресса прекращать работу за компьютером через 10 – 15 минут. При этом ребёнок успевает завершить задание и увидеть результат своей деятельности со стороны компьютера.
  •          В дальнейшем, ребёнок становится наиболее подготовлен к освоению новых технологий.
  •      Определённая направленность игр формирует знания стратегии и тактики.
  •     Идёт дальнейшее развитие концентрации внимания.
  •     Развитие способности самостоятельно воспринимать и запоминать информацию.
  •     Программы соответствующие возрасту ребёнка помогают развивать интеллект

Минусы:
  •        Длительное погружение в компьютерные игры способствует появлению таких качеств, как неспособность планировать и прогнозировать свои действия.
  •     Недопустимые сверхнагрузки получают зрительная, костная и нервная системы ребёнка при длительном всматривании в экран монитора и статичной позе, а это те самые важные системы, которые формируются у ребёнка в дошкольном возрасте.
  •        Компьютерная игра, сулящая определённые бонусы, предлагающая повторить неудавшийся результат способствует нежеланию ребёнка прекратить игру через определённое время и может вызвать состояние негативного аффекта.
  •        Погружаясь в виртуальный мир в дошкольном возрасте, ребёнок может уходить от реальности, что приводит к торможению в социальном развитии, адаптации в мире реальных отношений, усвоения смыслов деятельности человека, свойств реальных предметов.
  •         С помощью программ направленных на стимуляцию эмоций ребёнка, вызывающих состояние азарта, эйфории, где у виртуального персонажа несколько жизней, ребёнок начинает чувствовать вседозволенность, отсутствие запретов и табу, возможность начать всё сначала, ассоциируя действия компьютерного персонажа с собой.
  •        А также погружаясь в виртуальный мир, ребёнок начинает чувствовать себя легко, свободно и более защищено, что в дальнейшем может привести к компьютерной зависимости.

Как свести риск к минимуму?
  •        Допускать ребёнка к работе за компьютером  можно не раньше 5-летнего возраста, это связано с особенностями психологии и физиологии развития ребёнка.
  •          К этому возрасту формируется замещающая(символическая) функция мышления, т.е. уметь читать и понимать образы и символы.
  •          Ребёнок, допущенный к компьютеру должен саморегулировать свои действия – концентрировать внимание, воспринимать и запоминать.
  •          Чтобы не затормозить развитие ребёнка, необходимо выбирать программы, содержащие интерактивные развивающие аспекты.
  •          Выбранную программу надо обязательно просмотреть, т.к. иногда заявленный на обложке возраст не соответствует возрасту вашего ребёнка. Не соответствие возрастной адресации может привести к непониманию заданий и вызвать негативные переживания.
  •          Санитарные нормы строго регламентируют работу ребёнка дошкольного возраста за компьютером – не более 2-3 раз в неделю.
  •          Рабочее место тоже должно быть приспособлено к работе за компьютером ребёнка дошкольного возраста ( стул со спинкой, удобное расположение клавиатуры и мыши, расстояние от экрана монитора до глаз ребёнка 60 – 70 см, время работы за компьютером не должно превышать 15 минут).
  •          Выбирая компьютерные программы для своего ребёнка, убедитесь в их целесообразности.

Мне очень хочется узнать ваше мнение.

2 комментария:

  1. Если говорить о степени риска, как я недавно выяснила, есть колоссальная разница между мальчиком и девочкой.
    Мой собственный "мамский" опыт в этом смысле был достаточно благополучен. Несмотря на то, что дочку посадили за компьютер в 4 года (это один из тех редких моментов в воспитании, который я не сумела отстоять), настоящей зависимости от игрушек или каких-то других разрушительных последствий - не было. Был короткий момент, когда я волновалась, но все перерослось и забылось. Сейчас получает "компьютерную" специальность, я счастлива, что домашняя техника теперь не только на моем попечении. Грамотная без побочных эффектов :-)) Мне казалось - это естественный ход событий.
    Я всегда удивлялась мамам, которые белеют от натуги и возмущения, оттаскивая чад от монитора. Пока мне популярно не объяснили, что даже если брать голую и далеко не полную офиц. статистику, у мальчиков быстрее развивается зависимость от игрушек и она намного сильнее и разрушительнее, чем у девочек. Я коротко пишу, но мне объясняли долго и аргументированно, демонстрируя живых умненьких мальчиков в состоянии полного аффекта в момент игры в какие-то дурацкие стрелялки. Очень напомнило алкоголизм в запущенном состоянии и ошарашило...

    ОтветитьУдалить
  2. Действительно, я тоже не могу припомнить девочек, которые сходили с ума по стрелялкам (но есть девчёнки, сидящие в он-лайн играх - тоже виртуальный мир и куча комплексов в реальной жизни), а вот такие мальчишки и даже мужчины в ближайшем окружении есть.Хотя всё зависит от внутренних ресурсов человека - сможет ли он выстроить собственный барьер, но это о взрослом, а вот установление таких барьеров ребёнком, для которого единственным барьером становится запрет родителя без особых объяснений причин, очень проблематично. И я безусловно согласна с тем, что чем раньше ребёнок научился пользоваться компьютером, тем интереснее будет развиваться его мышление. А заботливым родителям стоит посоветовать чаще открывать красоту и безграничные возможности окружающего мира, ведь ребёнок в раннем возрасте интересуется всем непознаным, окружающим его со всех сторон.

    ОтветитьУдалить