пятница, 24 февраля 2012 г.

Игра. Ребёнок примеряет роль.


Какое-то время я искала ответ на вопрос для мамочки, которую очень волнует поведение собственного ребёнка, а вернее игра, в которую он играет с родителями, примеряя на себя различные роли. Может быть, было бы всё забавно, если бы ребёнок настолько не вживался в роль, что отказывался выполнять обычные действия (кушать, умываться, что-то мастерить, рисовать и т.п.). Причём  ни какие уговоры превратиться в настоящего ребёнка с реальным именем не действовали.
Почему-то я пришла к выводу, что ребёнок просто, таким образом, притягивает к себе внимание родителей.
Ответ нашёлся сам собой. Что такое игра для ребёнка? Это самое главное его занятие в период роста, формирования личности,  взросления, узнавания мира, в котором он появился на свет. Именно в игре происходит осознание своего места в мире людей. На ранних этапах – это просто овладение предметом и действия с ним, к 3-4 летнему возрасту, игра приобретает сюжет, появляются игровые роли и отношения. В дальнейшем ребёнок начинает подражать миру взрослых, осваивая в игре различные роли (мамы, папы, врача, лётчика, учителя и т.д.)
На этом этапе игра приобретает глобальное значение. Ребёнок, примеряя на себя различные роли, идентифицирует себя с миром взрослых. И если вы хотите его чему-то научить, необходимо сформировать интерес ребёнка к тому или иному действию. Так как в дошкольном возрасте у ребёнка есть огромное желание действовать как взрослый. Примеряя на себя ту или иную роль, он понимает, что он ещё не взрослый, а быть взрослым – это то, к чему надо стремиться. Желание стать взрослым приходит к ребёнку через игру.
Во время игры ребёнок ощущает свободу действий, находится во власти радостных эмоций. И в тот же самый период учится управлять своим поведением, регулировать и контролировать его с общепринятыми правилами.
Ребёнок примеряет на себя только те роли, смысл действия которых ему понятен, в которых он может выделить правила поведения выбранного персонажа. Например, ему проще перевоплотиться в сказочного персонажа или в шафёра, врача (здесь всё ясно, расставлены приоритеты, знакомы действия), а вот сыграть роль менеджера или маркетолога будет сложнее – он плохо представляет, чем занимаются эти люди. Поэтому не стоит пугаться, если ребёнок на какое-то время превращается в машинку из мультика или в сказочного героя с сомнительной репутацией. Стоит задуматься и понаблюдать за поведением ребёнка, что его привлекает в этом образе. А может быть надо больше знакомить его с реальным миром, обращать его внимание на то, чем занимаются люди вокруг него? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий