воскресенье, 4 марта 2012 г.

Почему мой ребёнок лжёт?


Очень часто родители задаются этим вопросом. «Почему мой ребёнок лжёт? Что не так, ведь я всегда говорил ему о прописных истинах, и он прекрасно знает, что это плохо, но продолжает обманывать, лукавить, выкручиваться, вместо того, чтобы честно признаться в совершённом проступке?»
Прежде всего, надо знать природу лжи. Что такое ложь?
 Ложь — это феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей. Ложь чаще всего находит выражение в содержании наших речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Ложь представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий целью ввести слушателя  в заблуждение. Как правило, ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях.
Прежде всего, надо понять причину лжи, не пытаться резко и грубо её опровергать. А для этого надо знать, что в развитии ребёнка есть критические возрасты, хотя они могут колебаться в ту или иную сторону. Но вот то, о чём говорят детские психологи.
  Осознание детьми понятия лжи, их отношение как к злу, умение безнаказанно солгать, способность выносить моральные суждения – все это изменяется по мере взросления детей.
Первый возраст 3-4 года – ребенок обретает способность пойти на обман. Именно тогда родителям следует применить воспитательные меры.
Второй возраст подростковый– не искренность и подверженность влиянию друзей в этот период достигает пика, а потом снижается.
  Многое зависит от того, насколько родители считаются со стремлением подростка к личной независимости и способны позволить ему расширить сферу своей ответственности в новых условиях  жизни. Здесь всё строится на внутреннем микроклимате семьи, моральных принципах, взятых за основу поведения.
Очень важно не допускать чрезмерных реакций, не доводить дело до конфликта, а попробовать вместе разобраться в проблемах ребенка и решить, что можно сделать сообща.
Начиная с 12-13лет, мир ребенка подразделяется на два: на мир сверстников и мир родителей. Причем мир сверстников часто оказывает на подростка более сильное    влияние, чем мир родителей.
Сохранить доверие между родителями и детьми – очень важный фактор в отношениях между ними. Страх потери доверия может остановить ребенка, он может не солгать.
Методы воспитания  подразделены на три категории:

1.Силовоое давление (использование власти над ребенком).
2.Отношения любви, не исключающие гнева и неодобрения, но не допускающие физических наказаний.
3.Рациональные отношения, при которых родители акцентировали внимание на тех последствиях, которые поведение ребенка имело для других людей.

Третий метод, как правило, оказывается  наиболее предпочтительным.

Чтобы способствовать формированию у ребенка моральных убеждений, подчеркивайте, какое значение его поступок имеет для других людей, а не просто, что он есть зло сам по себе.
Важно понять: дети порой лгут нам, поскольку они нам не доверяют, поскольку они не уверены, что могут быть честными и не пострадать от нас – родителей и взрослых. Поэтому доверие и ложь всегда рядом. Ложь подрывает доверие, но умение простить ребёнка, понять причину лжи помогает ему быть более уверенным и не страдать от нашей нелюбви.
Как часто мне приходится слышать такую фразу: «Если ты будешь делать то-то и то-то (или не будешь делать то-то и то-то), я перестану тебя любить». Ребёнок должен знать, что он любим всегда, даже тогда, когда огорчает вас. Лучше всего сказать о своих чувствах, что вы ощущаете, когда ребёнок вас обманывает и попросить его не повторять таких ситуаций.

У детей всё так же, как и у взрослых. Ложь может быть причиной страха наказания, а в возрасте 3-4 лет это ещё и мира фантазии, от которого ребёнок, в силу возраста, не может отделить реальный мир – ему свойственно играть.
Порой дети могут сочинить и рассказать невероятную историю, которая с ними реально произошла. Я помню, как мой двоюродный брат в возрасте 6 лет убедил студенток- медиков 5 курса, что у него один и тот же молочный зуб выпадал и вырастал 6 раз!!! Причём они ему поверили и даже нашли этому объяснение в научной литературе (правда там был пример с 2 разами). Ребёнку, который рассказывает случаи о невероятных встречах и т.п. надо просто объяснить, что если он будет вводить всех в заблуждение многочисленными историями из этой области, то все примут его за обычного врунишку.

Другой случай, если ребёнок рассказывает о каком-то несуществующем друге или родственнике, наделяя его качествами супер - героя, приходящего с ним играть, здесь уже открывается другая сторона медали. Здесь нужно смотреть, чем ребёнок неудовлетворён (собой, своим положением, внешностью, а может ему просто не хватает родительской ласки).

Не в коем случае ни надо думать, что ваш ребёнок психически болен и вам срочно надо вести его к психиатру. Необходимо разобраться в причинах, понять природу лжи и принять нужное решение. А может быть, таким образом, ребёнок просто воплощает свои способности будущего писателя - фантаста и вам надо вместе с ним додумать историю до конца?

Дети наше прямое отражение. Задумайтесь над этим. Детскую ложь надо, прежде всего, подвергнуть вниманию, а не осуждению.



4 комментария:

  1. Знаете, Татьяна, на ложь, конечно, можно посмотреть и с традиционной - педагогической точки зрения.
    Я же считаю ложь одним из важнейших социальных навыков. И нужен он, в первую очередь, ребенку. Особенно, если это от рождения мудрый - "новый" ребенок, с аурой цвета индиго. Маленьким мудрецам неизбежно приходится сталкиваться с костной, совершенно неприспособленной для них воспитательно-образовательной системой. И именно ложь помогает им сберечь кучу нервов - здоровья по большому счету.
    Я дочку научила врать сама. Сознательно. В 4 или в 5 - как-то так. Социально она всегда была взрослее всех бабушек-дедушек и папы вместе взятых. Принесли тебе 2 одинаковые книжки в подарок папа и бабушка. Зачем огорчать? Разыграй искреннюю радость для каждого. А одну книжку - спрячь с глаз долой. Тебе все равно, а они ж до слез расстроятся и еще, чего доброго выкинут какой-то фортель.
    И она это делала виртуозно. С полным пониманием - зачем. Потом в ход пошли более сложные сюжеты. Впрочем, корректировать навык приходится постоянно, на протяжении многих лет. Путем совместных обсуждений различных вариантов.
    Это очень помогает сберегать энергию. Дочкины визави ничегошеньки не теряют. Более того, им неизмеримо легче, чем мне, знающей эту самую пресловутую правду. Помните? Познание умножает скорбь. Так и есть...

    ОтветитьУдалить
  2. Согласна с вами, Арина.Человек с коммуникативными способностями просто обязан знать что,когда и кому надо говорить, а если он ещё и обладает знанием о том, что собеседник хочет услышать, то стоит ли расценивать такую информацию, как ложь.Представляю, как сложно и неприятно выпутываться из ситуации, когда ты от души делаешь подарок, и вдруг видешь, что ты не первый и твоему подарку уже не так бурно рады:)
    А потом мы с вами знаем массу ситуаций, когда взрослые люди не говорят правду,т.е. говорят неправду, а значит лгут и это связано с моральными и этическими нормами поведения.
    Скорее всего надо серьёзно задумываться над обманом реёнка,если такое поведение влияеет на конкретную ситуацию, усугубляя какую-то проблему и доставляет ближайшему окружению, да и самому ребёнку массу непричтностей, как следствие.

    ОтветитьУдалить
  3. Над обманом ребенка - да, обязательно. Причем, я полагаю, Татьяна, нам, взрослым, прежде всего нужно о своем поведении думать в такие моменты.
    Врать я научилась от бабушки. То есть, наблюдая за ней. Хотя она всегда декларировала правду, как норму поведения (была советским педагогом). А вот вела себя иначе. И вранье ей очень помогало решать проблемы. Я это многократно наблюдала. Поэтому усвоила я именно "практическую часть", а не пустую, бессмысленную теорию.
    Второй аспект, на котором взрослые обычно "прокалываются" - говорят: "Мне ты всегда можешь сказать правду". А потом, когда узнают эту правду, встают на такие уши, что ребенок четко усваивает: этому человеку правду знать НЕЛЬЗЯ. Дети очень чуткие. А взрослые часто безответственно относятся к тому, что необходимо "склеивать" воспитательные речи с тем, как реально сам ведешь себя по жизни - на глазах у ребенка.

    ОтветитьУдалить
  4. Всю правду на родителей, я уверенна, особенно взрослеющему ребёнку и не надо "вываливать".Помню один мой знакомый говорил:"на родителей надо воздействовать положительными эмоциями".Да и у самой был опыт того, что родители не решают взрослые проблемы.Мы можем долго "плавиться" от детской - взрослой правды, в поисках решения, а они находят эти решения быстрее и с меньшей эмоциональной потерей, или нервная система у них пока крепче.

    ОтветитьУдалить